Секреты хорошего сторителлинга: как готовить запоминающиеся выступления

Навыки сторителлинга очень универсальны. Благодаря им можно как стать душой компании, который всегда рассказывает запоминающиеся байки, так и успешно закрыть сделку с помощью вовлекающей истории о своем продукте.

В разных ситуациях эмоциональные и интересные истории помогают спикеру устанавливать прочную связь с аудиторией. Рассказываем, на каких принципах строится сторителлинг и что именно делает выступление интересным.

От общего к частному

Любую историю можно рассказать от глобального к частному, от простого к сложному. Иными словами, сначала обозначается глобальная идея, а затем последовательными уточнениями от нее следует прийти к конечному результату. Это делается для того, чтобы не перегрузить слушателя неизвестной информацией, а также сохранить некоторую интригу.

Например, если вы презентуете новую финансовую концепцию, не начинайте рассказ сразу с выводов и конкретных предложений. Лучше сначала рассказать о старой концепции, наглядно проанализировать ее недостатки и только затем перейти к решениям.

Драматургия

При подготовке выступления можно основываться на схеме классического пути героя. Любой рассказ начинается с конфликта: сепарация героя с социальным миром, разрушение прежней социальной роли и т. д. Это дает импульс действиям и началу путешествия главного героя, чтобы обрести себя. Затем наступает промежуточная стадия, в течение которой все желанные изменения подвергаются критике. С развитием сюжета герой трансформируется, а в конце истории сюжетный круг замыкается: герой возвращается в точку старта, но уже в новой роли.

Изложение по такой классической схеме подчинено законам драматургии, поэтому вызовет интерес у аудитории, даже если сама тема не особенно увлекательная. Например, вы презентуете ежемесячный отчёт: его структура понятна, поэтому слушатели ожидают 30-минутное изложение показателей и выводов. Неплохо начать с пресловутого конфликта и описать, с какими трудностями пришлось столкнуться при работе в этом месяце. Затем рассказать, как преодолевали эти трудности, и завершить уроками, которые вынесли на будущее. Так отчёт становится не просто сухим перечнем фактов, но целой историей, которая будет держать внимание слушателей.

Вау-эффект

Любое хорошее выступление оставляет после себя яркое впечатление. Для этого спикеру важно контролировать ритм повествования, вовремя ускоряться и замедляться, иначе аудитория может заскучать.

Есть простые и понятные приёмы, которые могут быстро оживить выступление:

1. Задавать вопросы и вовлекать аудиторию в общение

Каждый раз, когда вы обращаетесь к слушателям, они выходят из режима «слушать» в режим «участвовать». Даже простой вопрос формата «Поднимите руки те, кто хоть раз опаздывал на встречу» может вернуть внимание тех, кто отвлёкся.

2. Использовать яркие или динамичные слайды

Если ваша презентация выдержана в одном тоне, можно разбавить ее яркими контрастными слайдами. Хороший ход — визуальные метафоры. Например, представить данные об износостойкости колес для электросамокатов в диаграммах, нарисованных в виде шин, а информацию об объемах добычи полезных ископаемых — визуализировать на графике в виде горы.

3. Делать неожиданные развязки и повороты сюжета

Это тот приём, которым часто пользуются в стендапе. Вы закладываете основу тезиса (сетап), а после делаете неочевидное завершение (панчлайн). Это ломает шаблон ожидания слушателей, дарит чувство радости от новизны и заставляет слушать дальше.

Целевая аудитория

В погоне за эффектным выступлением не стоит забывать о важности контекста. Информация должна быть актуальной, а еще соотноситься с тем, для кого и в каких обстоятельствах вы ведете рассказ или делаете презентацию.

До подготовки выступления представьте себе портрет человека, который будет его слушать. Это поможет корректно подобрать так называемый Tone of Voice (ToV), а еще определиться с тем, какая именно визуализация будет уместной. Например, если вы готовите выступление для неформальной вечеринки коллег, то в речь можно добавить шутки, а в презентацию — забавные картинки или эмоджи. Если же выступление будет проходить в официальной обстановке, то для него следует подобрать соответствующий язык, в том числе визуальный.

Выводы

Самое главное для спикера — изучить целевую аудиторию, проработать содержание и разобраться в теме своего выступления. Тем не менее, даже если свою тему вы знаете назубок, технические нюансы и шероховатости могут помешать сделать выступление запоминающимся. Мы занимаемся подготовкой к публичным выступлениям на нашем тренинге «Навыки презентации», где помогаем участникам разобраться, на какие аспекты стоит обратить внимание в первую очередь.

Приходите, будем рады помочь!